Дикая Охота

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Ужасно
5. Плохо
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сотворение Мира

В самом начале было бесконечное пространство. Огромная пустота Гиннунгагап. Задолго до того, когда была создана Земля, выросло дерево Иггдрасиль – Мировое древо, которое соединит все девять миров.


Под одним из его корней, к югу, находилась область, которая называлась Муспельхейм, она была настолько горяча, что никто не мог жить там. Муспельхейм охранялся гигантом Суртом, вооруженным горящим мечом. Под другим, северным корнем находилась другая область, Нифльхейм, земля льда, снега и тумана. Внизу, у основы Гиннунгагапа, уголья из Муспельхеима падали на эти глыбы и поднимали облака пара. Пар превращался в иней, который быстро заполнял Гиннунгагап. На севере, около Нифльхейма, начались бури и холодный бесконечный дождь; на юге, около Муспельхейма, жаркие угли осветили небо. Центр превратился в океан, который был воплощен в гиганта Имира - первого ледяного гиганта.

Таяние инея также создало гигантскую корову, Аудумлу. Ее вымя давало четыре струи молока, этим Имир и питался. Корова же лизала ледяные камни, и на третий день изо льда вышел Бури- предок богов. У него был сын, Борр, и они вместе начали бороться против злых гигантов. Эта борьба длилась больше времени, чем люди могут запомнить, но потом Борр женился на гигантессе Бестле и родил трех сыновей - Одина, Вили и Вё. Они трое вступили в сражение их отца, и скоро Имир был убит. Все гиганты утонули в наводнении из крови Умира, кроме Бергелмира и его жены; они сбежали в место, которое называется Ётунхейм, где и размножились. Ледяные гиганты, которые были потомками Бергелмира, относились к богам как к противникам.


Один, Вили и Вё сделали из трупа Имира мир смертных - Мидгард. Кровь была использована для океанов, целые кости для гор, а сломанные кости, зубы и части челюстей для утесов, скал и камней. Его череп они сделали куполом неба, чтобы поддерживать его они создали четырех карликов (Аустри, Нордри, Судри, Вестри), соответствующих сторонам света. Его мозги превратились в облака. Один и его братья использовали угольки из Муспельхейма, чтобы создать свет, который освещает небо и землю; они также сделали звезды и планеты. Потом три бога сделали первых людей из деревьев, которые они нашли: Один дал им жизнь и дух, Вили - подвижность и разум, и Вё - чувства.

Первого мужчину звали Аск (ясень), а первую женщину Эмбла (вяз). Посередине того, что сейчас стало миром, боги построили Асгард - Землю Богов, где они обитают и по сей день.


А три первоначальных бога столкнулись с проблемой. Когда они использовали тело Имира для постройки, они заметили, что оно расползалось с личинками. Боги решили быть милосердными к ним. Они дали им человеческую форму, которая зависела от их духовных характеристик. Те, чья этика была сомнительна, были превращены в карликов: они были осуждены жить под землей, зная, что если они выйдут на поверхность в дневное время, то будут мгновенно превращены в камень.


Карлики также назывались темными эльфами, наряду с ними также были созданы гномы и тролли; все они были сосланы в Свартальфхейм. Те личинки, у которых совесть была чиста, стали феями и светлыми эльфами. Жизнь у них была намного лучше, им был дан светлый Льесальвхейм, царство посередине между Небом и Землей; оттуда они могли слетать на Землю всегда, когда они хотели.


Боги создали свое царство, Асгард. Все миры были соединены стволом ясеня Иггдрасиля. Род богов, начатый с Одина и его братьев, назывался Асы. Но был еще и другой род, Ваны, боги изобилия, чья власть связана с ветром и морем; они жили в Ванхейм. Между Асами и Ваннами шла жестокая война. Результатом было безвыходное положение, и поэтому боги обменялись заложниками. Ваны отослали Ньйорда с его двумя детьми, Фрейю и Фрейра, в Асгард. Асы же отослали Мунира и Хьонира в Ванхейм.


Миры:

          o Асгард — страна богов-асов, находящаяся на небе.

          o Ванхейм — мир, в котором живут ваны.


          o Ётунхейм — мир ётунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой,Утгард).


          o Льесальвхейм — мир светлых альвов.


          o Мидгард — срединный мир, населённый людьми (Земля).


          o Муспелльхейм — огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт.


          o Нифльхейм — мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.


          o Свартальвхейм — подземная страна цвергов.


          o Хельхейм — преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.


Дикая Охота

Страшна ночь, когда пронесётся, бесшумно ступая по воздуху, над городами и лесами, полями и реками, свора призрачных пламенноглазых псов, преследующих добычу. Страшна ночь, когда с воем ветра сплетётся звук рога и яростные крики загонщиков. Страшна ночь, когда Дикий охотник преследует свою дичь…


Легенду о Дикой охоте можно найти везде, где когда-либо обитали кельты и германцы, - то есть по всей центральной, части северной и северо-западной Европе, от островной Британии – до Германии, и не вполне ясно, кто из этих двух народов является «автором идеи». Общее название – Дикая охота - встречается везде – Wild Hunt, Die Wilde Jagd, Wilde Heer, но есть и множество местных и/или более поздних названий, например, уэльское Cŵn Annwn (псы Аннуина), Иродова охота, Каинова охота, гончие Гавриила, Асгардрейя и т.п. Кроме того, в каждой местности, где приживалась эта легенда, она так или иначе трансформировалась, адаптируясь к местным верованиям, и нюансов в описании Дикой Охоты великое множество.
 

Иногда в роли Охотника выступает бог – Вотан, Гвин-ап-Нууд, Мананнан мак Ллир или Араун. Иногда фигурирует и леди: кельтская Ниав, дочь Мананнана, или германская Холле-Хель.
В других случаях Охотником становится какое-нибудь полумифическое-полуисторическое лицо, всегда, однако, имеющее отношение и к миру живых и к потустороннему миру: например, иногда дикой скачке предводительствует король Артур – не живой и не мёртвый, принадлежащий, по самой известной легенде о его смерти, сразу двум мирам, и миру живых и Аннуину, или бриттский король Херла, потерявший своё время после посещения свадебного пира короля потустороннего мира, или Эдрик Дикий – женившийся в свое время на деве из рода ши, по имени Годда, потерявший ее по собственной неосторожности, и снова нашедший после смерти.
Среди этих героев и Роланд, и сэр Фрэнсис Дрейк, и Карл Великий, и Финн мак Кумал, и Дитрих Бернский, и Вальдемар Аттердаг, и даже некий Ян Тригигл, корнуэльский судья (17 век), сбежавший из Ада и возглавивший Дикую Охоту.
Иногда в описании Охотника фигурируют рога, но недостаточно данных, чтобы сказать, имеет ли он отношение к Кернунну или другим рогатым богам кельтов, или же это просто христианские представления о том, что Охотник – это сам дьявол, а тот, как известно, обладает этой пикантной деталью внешности. С другой стороны, более поздний миф о Герне-охотнике из Виндзорского леса – совершенно точно связан с рогатым хозяином лесов Британии.

Дикая Охота появляется в темное время года, у кельтов – где-то в районе Самайна, у германцев – зимой, либо перед Йолем, либо во время Йольтайда.

По Афанасьеву, анализировавшему германскую версию мифа, Дикая Охота – поэтизированные и мифологизированные представления о тучах и ветрах, грозах и снегопадах, приходящих в конце осени.
Дичь Водана-Охотника – звероподобные тучи, а сопровождают его псы, вороны и потерянные души – nachtvolk (ночной народ), бич его – блеск молний, ветер служит опорой копытам коней и раздувает его плащ.
По Крису Кершоу и Отто Хёфлеру, Дикая охота – отголоски архаичных обычаев мужских союзов у гэльских и германских племен, когда дружины воинов-зверей загоняли жертву-дичь. Сохранившиеся фрагменты похожих обычаев сохранились и в Британии, в форме мужских игр и шествий в районе осеннего равноденствия.

Но если немного абстрагироваться от чисто исторических корней образа, а анализировать только сам образ, можно выделить следующие общие черты Охоты.

1. Охота появляется в темное время года, когда жизнь отступает перед дыханием зимы.
2. Ей водительствуют божества, имеющие отношение к потустороннему миру и/или миру мертвых, либо же люди, побывавшие за гранью и уже не сумевшие полностью вернуться в мир живых.
3. Приходит охота со стороны смерти – с запада или севера (ср. Слуа в шотландских верованиях).
4. На Дикую охоту нельзя смотреть – умирает или исчезает встретившийся взглядом с Диким охотником; в некоторых версиях мифа умирает на месте, в некоторых – разрывается псами, в иных – превращается в загоняемого зверя, до тех пор пока псы не догонят его или пока не найдется иной зверь, в иных - просто присоединяется навечно к кавалькаде.
5. Дикая охота – предвестник бед и смертей. Если проходит над домом – несчастье входит в него; если охоту видят многие – значит, и грядущая беда затронет многих.

С другой стороны, есть и ряд из нескольких значительных различий в германском и кельтском мире.
У Германцев встретить Wodan Jagd – не безусловно плохой знак. Тому, кто встречает Охоту в полях и лесах, а не под крышей дома, и найдет в себе храбрость поддержать охотничий клич Водана – тот бросит часть своей добычи, которая при свете солнца превратится в золото и серебро. Поля же, над которыми заметили Асгардрейю, принесут в два раза больший урожай. Есть и ряд немецких морализаторских сказок, где Охотник жестоко наказывает неверующего или грешника, после чего тот исправляется.

У кельтов же описания Дикой охоты больше сходны с описанием кавалькад сидов – тогда понятно, почему она появляется в дни Самайна: этот праздник делит год на время, принадлежащее людям, время, когда они обрабатывают землю и пользуются ее плодами, и на время сидов – когда поверхность земли принадлежит им. Охоте водительствует любой из королей Аннуина - но Аннуин это не только мир мёртвых, это потусторонний мир вообще, место постоянного владычества ши. Конечно, всегда есть шанс попасться засидевшимся в холмах ши под горячую руку, но риск тут больше быть увлеченным вслед за всадниками и более не вернуться домой.
Ну и, разумеется, Охота не является причиной тех неприятностей, которые могут произойти, скорее – всего лишь предвестником. У островных кельтов, например, были распространены убеждения о ши-хранителях семьи или местности, и о том, что если должно произойти что-то дурное, то дева-хранительница обязательно явится и предупредит: либо одним своим появлением, либо плачем, либо, для совсем уж непонятливых, озвучит прямым текстом.

И у кельтов, и у германцев есть древний бытовой мотив, соотносящийся в некоторой степени и с дикой охотой: осенний гон лучшими воинами-зверями племени жертвенной дичи. В Британии до сих пор сохранилась традиция игры молодых мужчин – бег за вожаком. Все неженатые мужчины, способные бежать достаточно долго, убегают в лес за сильнейшим. Его не надо обгонять – только следовать за ним, это своего рода имитация бега волчьей стаи. Нежелательно попадаться на их пути – потому что могут весьма чувствительно побить, но, судя по некоторым обычаям-маркерам, - когда-то очень давно случайного встречного стая могла и убить. Наверное, именно тут лежит корень представлений о том, что встреча с Охотой несёт смерть.

Кроме того, следует различать архаичный пласт и наносной, христианский: если Охота представляет собой безусловное зло, и псы поднимают из могил души некрещеных младенцев, и гонят их, как дичь… или если умирает на месте тот, кто видит охоту и душе его уж впредь заказан рай, или Охотник – человек, не принятый ни адом, ни раем, или если на охоту можно глядеть, но она отступает перед молитвой, - то уж тут точно можно быть уверенным, что это христианские наслоения, прижившиеся на древней земле.

Отдельно можно поговорить о псах Дикой охоты. У германских народов, где не было особых верований, связанных с собаками, они фигурируют только постольку-поскольку, часто в немецких описаниях собаки даже не бегут впереди Wodan Jagd, а следуют ей.
У кельтов же имелась разветвленная система верований о псах холмов, псах ши или вересковых псах с одной стороны, и призрачных псах - сторожах границ мира мёртвых и мира живых с другой. Именно поэтому о гончих Дикой Охоты у кельтов куда больше рассказов, нежели у других племён. Любопытно, что в разных районах псы принимают черты разных типов волшебных собак: они могут быть и бело-красными гончими Аннуина, и болотно-зелёными огромными псами холмов, и угольно черными огненноглазыми или безглазыми гримами - сторожами грани и вестниками смерти.

Ну и пару слов о дичи. Ясно, что потерянные - и, понятно, некрещеные или грешные - души в качестве объекта охоты - это уже христианские наслоения.
Дичь Дикой охоты вообще упоминается нечасто, но у народов германского корня это чаще всего кабан или олень, у кельтов - олень или заяц. Все это животные жертвенные и символизирующие возрождение, перерождение и часто ассоциирующиеся с умирающими и возрождающимися богами.


Нокнарей - гора в графстве Слайго, увенчанная светлым камнем. По легенде, под камнем похоронена королева Медб.

Клот-на-Бар - имя возводят к Cailleah Beare, карге из Бэра. По легенде, она так устала от своей бесконечной жизни, что долго ходила по всей Британии, в поисках водоема достаточно глубокого, чтобы в нем могло утонуть ее бессмертие. Шагая с горы на гору, она нашла подходящее озеро на вершине Птичьей горы в Слайго; название ему Лох Йа

Shellir (2008)

Тема Дикой Охоты является общей для Северной Европы и Америки, она сочетает в себе как языческие, так и христианские идеи, с повторяющимися элементами, например Адские Борзые.

Дикая охота ведет за собой мертвых в иной мир. В определенные ночи священных праздников можно встретить Охотника, который ищет свою жертву. Этот миф существует в Северной Европе и в Америке среди потомков европейских иммигрантов, в противовес средиземноморским и средне-восточным культурам, что не удивительно, так как на севере Европы, конечно, существовало земледелие, но также основой выживания северных народов была охота, особенно в зимнее время. Как гласят большинство легенд, это было и время Дикой Охоты. В некоторых мифах Дикая Охота происходила в канун Йоля, иногда в Саунь, иногда в Ночь Матери, а в Уэльсе – в канун Майского Дня.

Дикая Охота, и тот, кто её проводит, известны под множеством имен:

 * Германия: Армия Вотана, возглавляемая Вотаном
 * Германия: проводится Хульд (Хольдой), состоит из некрещеных детей
 * Норвегия: Оскорей, возглавляется Одином
 * Франция: Семья Арлекина, возглавляется Арлекином
 * Нормандия: Дьявол
 * Дания и Швеция: Оденшакт, возглавляется Одином
 * Дания: Король Вальдемар
 * Англия: Дикая Охота, возглавляется Херне и Борзыми Габриэля (ссылка в «Виндзорских насмешницах») или Ангел Смерти и Борзые Габриэля
 * Дартмор, Англия: Сэр Фрэнсис Дрэйк правит катафалком
 * Уэльс: Борзые Аннуна, под предводительством Гвин ап Нуда, появляются около Гластонбери Тор
 * Шотландия: Охота Артура О’Боуэра или Неблагородного Двора
 * Ирландия: Борзые Финна МакКумала
 * Ирландия: Охота у Лох Гур
 * США: Всадник без Головы
 * США: Всадники-Призраки в небесах

Описание охоты обычно одинаково:

«Раздается сильный шум, лай собак и крики, затем черный всадник на черном, белом или сером коне проносится по небу со сворой борзых, а за ним спешит толпа духов. Иногда всадник без головы. Иногда, особенно в Верхней Германии, на духах можно заметить боевые раны или травмы от несчастных случаев. Пламя бьет ключом из под копыт и глаз животных, которые участвуют в процессии. Кони и собаки часто двух или трехногие. В процессии можно заметить и тех, кто умер недавно. Разъяренная толпа является угрозой для каждого, кто встречается ей на пути, но иногда от них можно получить и вознаграждение».
Квелдалф Хаген Гундарссон «Гром в горах» Выпуск 7, зима 1992

В английской легенде охоту возглавляет Херне Охотник. Предположительно, Херне был смотрителем Виндзорского леса во времена Эдуарда Второго. Он спас короля, на которого напал олень, а сам умер в сватке со зверем. Херне оживили местные волшебники, а рога волшебным образом приросли к его голове. По другой версии из-за волшебников он теряет навыки охотника, вешается на дубе (знаменитый Дуб Херне) и обрекает себя вечно скитаться и мстить за свою жизнь. Рога и его имя, естественно, напоминают нам кельтского бога Кернунноса, но прямая связь не доказана.

В Англо-Саксонских Хрониках упоминания о Дикой Охоте появляются в 1127 году:
«Много людей видело и слышало, как скакало множество всадников. Черные охотники были огромными и омерзительными, и все их черные псы омерзительные и с широко открытыми глазами. Они скакали на черных конях и черных козлах. Это зрелище наблюдали в парке города Питерборо , а также во всех лесах от этого города до Стэмфорда, и монахи слышали, как они трубили в рог в ту ночь. Правдивый человек, что дежурил в ту ночь, сказал, что в рога трубили двадцать или тридцать мужчин. Это видели и слышали от великого поста до пасхи».

В версии Карты Уолтера (12 век) охотник – Король Херла (вымышленный персонаж), саксонский король, который заключил договор с королем фейри, что он будет вечно молодым до тех пор, пока живет в холмах. Покинув холмы, он не мог спешиться с лошади, иначе мгновенно бы постарел. Вернуться в холмы фейри он тоже уже не мог. Таким образом, он и его люди были обречены скакать верхом вечно. Эта легенда имеет параллели с рассказами об Ойсине и Бране мак Фебале.

Похожие персонажи легенд о Дикой Охоте: Дикий Эдрик, Черный Воан, Кэллоу из Фэкенхема, Сэр Питер Корбет, Хэрри-ка-Наб, Старая Матушка Тьма, Грим, Абонд, Диана, Фрау Сельга, Галфора и Сатана.

В Америке существует ряд возможных вариаций Дикой Охоты. Первый вариант описан в истории Вашигтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине», где безголовый всадник своим появлением предвещал смерть. Как и другие глупцы, Икабод Крейн проигнорировал предупреждения соседей и встретился со Всадником без Головы, после этого его никто больше не видел (разумеется, в истории Ирвинга намекается, что тот просто сбежал в другой город). Еще есть песня в стиле кантри «Всадники Призраки в Небе», действие в которой происходит на Диком Западе. И, наконец, есть рассказ Роберта Джонсона «Адовы псы взяли мой след», где автор ссылается на историю о сочинителе песен, который продал душу дьяволу, чтобы стать великим гитаристом. Этот певец должен был бегать от гончих ада, что перекликается с темой Дикой Охоты. Братья Коэн также использовали эту тему в своем фильме «О, где же ты, Брат?», где герои пытаются опередить охотников, которые, по сути, Дьявол и его команда, которые с гончими ада ловят сбежавших осужденных.
Форма входа

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Полезные ресурсы
  • Рунический оракул
  • Скандинавские народные сказки
  • Ульвдалир – Волчья долина
  • Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz